Все началось в далеком 2012 году. Я тогда работала риэлтором в АН «Нирлан». Программа, которую мы использовали в качестве базы данных, была написана исполнительным директором. Меня это очень впечатлило, программа была довольно сложной технически, но простой и понятной со стороны пользователя. Я искренне восхищалась ее создателем. И не скрывала свой интерес, задавала вопросы ему, пытаясь лучше понять, как она работает.
Мы начали сотрудничать. Я занималась продвижением, презентацией, продажей и установкой программы в другие АН города. Николай Викторович же программировал, допиливал программу, исправлял ошибки. Все было замечательно, мы были командой. На мне связи с общественностью, на нем техническая сторона. Доход от продажи программы рос стабильно. На маркетинг много тратить не приходилось, так как аналогов нет рынке до сих пор.
В августе 2015 года он умер, после продолжительной болезни. А я осталась одна с новой недоделанной версией ПО, в которой то и дело вылезали ошибки.
Ответственность перед пользователями и желание продолжить дело уважаемого мною человека, толкали меня в программирование. Я полезла на форумы, читала книги по программированию, пытаясь разобраться в коде написанном на Visual FoxPro. Не спала ночами, плакала от бессилия и непонимания. НО! Смогла привести новую версию к работающему состоянию. Мне было не просто и продавать, и программировать, то в одном, то в другом начались просадки. Я очень устала от всего этого. Но бросить было страшно и жалко.

Все разрешилось само собой.
В конце июня 2020 года, в самый разгар пандемии, засыпая, я попросила Вселенную дать мне знак, как поступить.
На следующее утро все сломалось к ебеням! Конвертер, который лежал на хостинге, вышел из строя с повреждением файлов. В более чем 50 АН перестали загружаться данные из справочных по недвижимости. В моей жизни на тот момент происходил такой пиздец, что я даже ахуевать не успевала. Я была на пороге развода, свекровь лежала в больнице с ковидом, сын заканчивал школу, и мы собирались переехать в другой город.
Очухалась я только через пару месяцев, уже в Петербурге.

Еще в 2013 или 2014 году, когда все было хорошо, мы продавали ПО. Я нашла для себя дополнительный заработок, в сфере, которая казалась мне увлекательной и интересной – я начала делать сайты на WordPress. Мне казалось это естественным продолжением развития в ИТ. Сюда же я приплела маркетинг и продвижение, потому что работала начальником отдела рекламы в том же Нирлане.
Приехав в Питер в 2020 году, мне казалось логичным продолжать делать то, что умею. Хотя удовольствия в этом занятии я уже не находила. С сайтов я сместила фокус на CRM-системы, стала интегратором, занималась внедрением. И параллельно брала заказы на сайты или продвижение. У меня не было цели создавать из этого бизнес, и вообще вся эта деятельность не приносила удовлетворения, а только помогала выживать.
Каждый раз беря новый заказ, мне хотелось бросить его через неделю работы над ним. Проекты все равно получались красивыми и функциональными несмотря на мое к ним отношение. Но это было не то, чем я бы хотела заниматься всю жизнь. Это было не мое. Цель была не моя, а Колина. Это он хотел развития своему детищу, он мечтал сделать ПО общероссийским. Не я.
Получается более 10 лет, я была там, где мне быть не хотелось. Я последовала за ним в мир ИТ, считая, что это круто и перспективно. Оказалось, я ошиблась. Конечно, опыт уже накопленный не выкинуть, да и ценность в нем есть. Мое мышление стало алгоритмичным, я мыслю схемами и связями, вижу точку “старта” и точку “финиша”, понимаю причинно-следственные связи объектов. Знаю какой параметр запускает какой цикл или процесс. Знаю, как запустить отладку сценария или завершить задачу аварийно. Умею читать логи, понимаю ошибки. Этот опыт бесценен и полезен в любом другом виде деятельности.

На весь этот опыт можно опереться сейчас. Но не обязательно тащить чемодан без ручки или тыкать палкой в дохлую лошадь. Я могу выбирать. Где и как работать. Я могу не делать то, что мне не нравится, даже если эта деятельность пока еще меня кормит. Менять и брать ответственность – позиция взрослого.
Уметь найти, понять, а затем принять эти перемены. 10 лет ушло на движение не к моей цели. Больно ли от такого осознания? Конечно, больно. Понять, что костыли были несущей конструкцией очень длительное время. И суметь их все же разрушить, снести до основания, чтобы начать строить заново. Но уже на своем фундаменте.